Как Убыхи стали садоводами

Было время, когда убыхи не занимались сельским хозяйством, особенно садоводством. Они считали, что земледелие - это труд невольников-пленников да и садоводство никак не дело убыха-воина. И без того волею бога убыхская земля изобиловала яблоками, грушами, орехами, алычой и другими съедобными плодами. Как-то раз один убых погиб в неравном бою с врагом. Но душу его, несмотря на воинские заслуги, бог отправил в ад, где и пришлось ему голодать, хотя из-за огромной плетеной ограды он видел, как люди в раю разводили сады и вдоволь вкушали румяных плодов. А он и подобные ему грешники смотрели на этих тружеников и завидовали. Прошло время. Убых страшно изголодался и похудел. Плоды, которые удавалось собрать в густых чащобах и на горных склонах, были горькими.

И поклялся тогда убых всеми святыми, что если ему соизволит бог даровать жизнь, то он призовет свой народ к труду и занятию садоводством. Услышал бог его стенания и вернул на землю. Ожившего убыха народ причислил к лику святых, и все стали беспрекословно выполнять его указания.

Прежде всего убых объявил садоводство священным делом, сказав, что каждый мужчина должен за свою жизнь посадить пятьдесят деревьев. Только тогда он может попасть в рай. Женщины же должны были заняться огородничеством.

 

* * *


Действительно, уже несколько веков у убыхов было развито садоводство. "Абрикосовые, персиковые, грушевые и яблоневые сады покрывали большие пространства их земель. Занимались убыхи также скотоводством, охотой и пчеловодством",- писал русский журнал "Сияние" за 1872 г.
У убыхов, как и у многих других народов Кавказа, некоторые деревья (дуб, граб, самшит) считались священными. Ведь убыхи, как и их соседи абхазы были сначала язычниками и лишь позднее стали христианами, а уже потом мусульманами. "Этот факт,- по словам В. Швецовой, одной из первых исследовательниц кавказских горских племен,- не подлежит сомнению, потому что на прежних местах их жительства, около берегов Черного моря и в горах, уцелели еще следы "священных лесов", где на вековых деревьях находятся и ныне остатки изображений.

Пачулиа В.П. Падение Анакопии (Легенды Кавказского Причерноморья). Послесл. акад. Ю.В. Бромлея. М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. 240 с.