Об апостоле Симоне Каноните и Андрее Первозванном

В пору царствования Адерки пришли в Абхазию и Эгриси Андрей и Симон Канонит - двое из двенадцати святых апостолов... Великий Андрей совместно с Симоном отправились в земли Овсетские, достигли города, который называется Фоста-фор, где содеяли множество чудес, обратили и просветили множество народа; оттуда ушли в земли Абхазские и добрались до города Севаста, ныне именуемого Цхуми. И оставил там Андрей Симона Канонита с учениками, а сам ушел в страну джиков. Джики - люди земли этой - были жестокосердны и весьма злы делами своими, неверующи и беспастырны. Они не только не вняли проповеди апостола, но тщились умертвить его. Однако божья благодать защитила Андрея. Увидев непреклонность их и суть животную, он оставил джиков и удалился. Потому-то по сию пору пребывают они в неверии. Могила же Симона Канонита находится в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, ибо там и преставился апостол Симон.

А святой Андрей затем утвердил в вере мегрелов и абхазов и удалился в Скифию...

* * *

Легенда из книги грузинского историка XI в. Леон-ти Марвели "Жизнь картлийских царей" дается здесь в переводе с древнегрузинского Г. В. Цулая.
Приведенный выше эпизод, разумеется, носит полулегендарный характер, но распространение христианства на Черноморском побережье Кавказа, в исторической Колхиде, действительно началось еще с первых веков нашего летосчисления. Одним из главных пунктов христианизации на Кавказском Причерноморье была Пицунда. Еще в 325 г. в христианских источниках упоминается питиунтский: епископ Стратофил, участник первого Вселенского Никейского церковного собора. В 541 г. в Пицунде была учреждена архиепископская кафедра. 527 год считается официальной датой принятия христианства в Абхазии. А в 551 г. на месте старого храма в Пицунде был построен новый, еще более величественный. Существует предание, будто византийский император Юстиниан, после того как в 537 г. торжественно освятил константинопольский храм св. Софии, приказал по одному из неосуществленных проектов этого собора, выполненному знаменитыми архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, построить в уменьшенном виде храм в Абхазии (предположительно в Пицунде). По мере распространения христианства некоторые культовые сооружения на Черноморском побережье Кавказа стали связывать с именем апостола Симона Канонита. Так, построенный на территории города-крепости Анакопии (нынешний Новый Афон) храм IX-X вв. стал именоваться храмом Симона Канонита. Впоследствии под именем Цхумский (Сухумский) он становится епископской кафедрой, занимавшей видное место в списке 40 епископатов Грузии. Храм служил также местом погребения духовных особ Цхумской епархии. С Анакопией христианские хроникеры связывали также пещеру Симона Канонита, где он якобы жил последние годы жизни и принял мученическую смерть.

В. П. Па чу л и а, Абхазия, Историко-культурный очерк, Сухуми, 1976, с. 101.